Производство и использование пеллет из лузги подсолнечника
11.02.2019 18:01
В Украине 90% общего объема масличных культур составляет подсолнечник. Переработка подсолнечника, с целью получения масла, дает внушительное количество вторичных продуктов переработки, таких как шрот, жмых и лузга. Около одной пятой веса семечки подсолнечника составляет лузга. Ранее, заводы, получающие в качестве производственных отходов лузгу подсолнечника, искали наиболее выгодные пути для её утилизации, ведь она влекла за собой дополнительные затраты. На данный момент, в Украине не существует нормативных актов, регулирующих дальнейшее использование лузги подсолнечника, потому, производители, обычно, могут выбрать один из таких вариантов:
Более половины объема полученной при переработке подсолнечника лузги в год просто сжигают (прибл. 58% от общего объема – 390 000 тонн), немного более 1/5 используют для производства топливных пеллет и брикетов (150 000 тонн), оставшийся объем (ок. 130 000 тонн) вывозят на свалки и др.
Именно гранулирование лузги – наиболее эффективное и выгодное решение, ведь насыпная плотность лузги делает её транспортировку на дальние расстояния экономически невыгодной, в сравнении с гранулой из лузги - её насыпная плотность почти в 10 раз выше. По показателю теплотворности лузга подсолнечника не отстает от высококачественных дров и угля. Масложировые производства могут продавать лузгу подсолнечника производителям твердого биотоплива, либо же изготавливать его самостоятельно, как для реализации на внутреннем рынке и за рубежом, так и для собственного потребления, в целях получения тепловой, а иногда и электроэнергии.
Использование пеллет из лузги подсолнечника в качестве топлива
Пеллеты из лузги подсолнечника – высокоэффективное топливо. Показатель теплоотдачи таких пеллет составляет около 19000 кДж на килограмм (4500 Ккал/кг), что выше, чем у древесины, однако средняя цена на такие пеллеты ниже, чем на древесные. Зольность качественных пеллет из лузги незначительно превышает зольность древесных пеллет и составляет, обычно, около 2%.
Процесс гранулирования лузги подсолнечника сопровождается этапами:
- проверка влажности сырья – в идеале, при правильном хранении и транспортировке, лузга подсолнечника имеет достаточно низкий показатель влажности для гранулирования, который составляет 14%;
- проверка сырья на инородные включения;
- измельчение сырья до необходимой фракции;
- прессование гранул;
- охлаждение готовых пеллет, отсеивание некондиционного продукта;
- фасовка.
Использование пеллет из лузги подсолнечника https://pelleta.com.ua/pellety-iz-luzgi-b405.html в качестве топлива имеет массу преимуществ: экономичность – при сжигании 10 кг пеллет можно получить до 42 000-43 000 ккал теплоты, а высокая плотность обеспечивает длительность горения топлива; удобство – как правило, котлы для пеллет имеют автоматизированную подачу, а также, пеллеты не требуют много места для хранения.
Экспорт гранул из лузги подсолнечника
Ранее, большая часть пеллет из лузги подсолнечника, произведенных в Украине, были предназначены для экспорта. Твердое биотопливо пользуется успехом на европейском рынке. Крупнейшие импортеры – Польша, Италия, Бельгия, Литва и Латвия. Основная масса пеллет из лузги импортировалась Польшей для использования на местных ТЭЦ и ТЭС. Однако, с 2013 года, польское правительство приняло решение урезать субсидирование использования твердого биотоплива на крупных станциях, что повлекло за собой снижение спроса на украинскую продукцию. Некоторым производителям, мелким и средним, которые работали от покупного сырья, пришлось уйти с рынка. Крупные производители начали осваивать внутренний рынок, а маслоэкстракционные заводы и масложировые комбинаты стали массово практиковать использование отходов подсолнечника для собственных нужд с целью замены природного газа.
Тем не менее, перспективы экспорта пеллет из лузги подсолнечника большие. Спрос на топливные гранулы из разных видов сырья имеет постоянную динамику роста, а пеллеты из лузги достаточно дешевы в сравнении с древесными, но обладают не меньшей теплотворностью. Сдерживающим фактором становится логистика. В связи с концентрацией производств, специализирующихся на пеллетах из шелухи семян подсолнечника, в центральных, южных и восточных областях Украины, перевозка автотранспортом, с точки зрения логистики, становится экономически невыгодной, а недостаточно развитая система ж/д подъездов, высокие тарифы и пр. не дают оценить преимущества ж/д развязки.
Другие новости